Проекты, программы:

«Юный художник»

Пояснительная записка.

    Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка. Рисование- самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Занятия юных художников поможет детям 3-5 лет реализовать потребность в самовыражении с помощью изобразительной деятельности, развивать универсальную способность- воображение. Формируясь в художественно- изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком- либо виде искусства, но и в любой другой  области жизни человека.

    Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации.

   Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

   Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

     -быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

    - Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;

   - Знакомить с новыми приемами работы;

   - Развивать ручную умелость;

   - Соответствовать санитарно- гигиеническим нормам.

В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:

- уважение личности ребенка;

-деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

-креативности. Создание условий для творческих заданий;

- вариативности. Свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий;

Результатами работы в данном направлении должны стать:

-активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    Новизна программы отражена в содержании учебного материала, подходах к обучению изобразительной деятельности, отборе форм и методов. Среди задач дошкольного образования не последнее место занимают художественно- эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности как одно из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Переход к педагогике сотрудничества, развития позволяет эффективно формировать изобразительные способности дошкольников. При личностно- ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным. Основная форма организации образовательного процесса- занятия, в которые включены ознакомление с техникой выполнения нетрадиционными способами, выполнение творческих заданий, экспериментов. Дети учатся основам изобразительного искусства (цветоведения, композиция, формообразование, изобразительным навыкам и умениям), укрепляют знания о возможностях традиционного изобразительного материала и осваивают нетрадиционные техники рисования, используют их в самостоятельном художественном творчестве. Методика работы строится таким образом, чтобы средствами изобразительного искусства и художественной деятельности у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижались напряженность, закомплексованность, чтобы поведение приминало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

Цель программы:

 Развивать художественно- творческие способности средствами изобразительного искусства и нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

·        Дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

·        Развивать художественно- творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;

·        Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразительного искусства и художественно- творческой деятельности;

·        Умения использовать полученные знания в изобразительной деятельности;

·        Воспитывать желание передавать свои чувства, эмоции полученные от восприятия окружающего мира;

« Обучение грамоте»

Пояснительная записка.

 

Главная задача дошкольного

обучения -  научить детей учиться

развивать их умственные способности,

не стремясь при этом к обилию знаний.

                                      В.Ф. Одоевский.

   Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический (речевой)  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Дошкольный возраст-  время интенсивного развития  у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.

      Известный советский психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью копределенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

 Каменскому вторил Ушинский, утверждая, что « детская природа ясно требует наглядности». Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.

  Подобная тенденция у детей образуется в связи с тем, что при овладении речью они узнают: всякий предмет имеет своё название. Звук для детей, не правильно обученных чтению, не выступает еще объективным материальным предметом, а буква служит именно таким реальным предметом. Поэтому дети склонны заменять действительные отношения, существующие в языке между звуком и буквой, обратными  и считать звук названием буквы.

  Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

1.                Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

2.                Научить детей чтению и письму.

 К числу предпосылок, важной для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуко, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений ( словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой « языковой одаренности», особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

   Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию- ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками- заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости- мягкости, глухости- звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

   Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические  игры составляют специфику обучения дошкольников.

  Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.                                                                                                                                                                                                                         Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

 

1.                Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.

2.                Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

3.                Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.

4.                Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

5.                Совершенствование чувственного опыта в области родного языка ( развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).

6.                Формирование слогового чтения и навыков письма.

 

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

 

1.                Формирование направленности на звуковую сторону речи:

Развитие умения вслушиваться в слово;

Выделять звуки;

Различать звуки, близкие по звучанию.

 

2.                Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

Последовательно выделять звуки;

Устанавливать их место в слове.

3.                Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Планируется занятия по обучению грамоте строить на принятом в русском методике аналитико - синтетическом звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных ее уровнях- звук (звуковая культура), слова ( словарная работа), предложение, связное высказывание.

  Буквы изучаются по блокам: гласные; сонорные согласные; звонкие, глухие согласные; двухзначные гласные; шипящие согласные; ь, ъ.

   То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому при обучении ребенка грамоте заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы- символы « звуковых человечков».

   Внешний вид каждого из них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы « звуковых человечков» быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые Фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами - значками русского алфавита. Зрительные образы гласных «звуковых человечков» в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться, прежде всего, на гласный звук. Ведь именно на этом впоследствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:

Слияние (согласный + гласный)

Примыкание (звуки вне слияния)

Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму- они как «горошки» свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета- как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика «Азбуки» (Звукобуквенный домик), ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет- главный! (красный гласный звук- красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).

  У каждого гласного звука «звукового человечка» красный «говорящий рот», по которому мы легко угадываем его звук- песенку. Звук «И» - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким. Знакомство с гласными «звуковыми человечками» начинается со второго полугодия средней группы:

Игры и упражнения со звучащим словом: «Звуковая мозайка», «Пуговицы», «Маша заблудилась», «Угадай, чья это песенка» и.т.д.

Знакомство с согласными «звуковыми человечками» начинается в старшей группе одновременно с введением термина «согласный звук». Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, небо, язык, губы- встречают преграду. Они разного размера и цвета.

Большие - синие (строгие, холодные как льдинки)- твердые;

Маленькие - зеленые (добрые, нежные, как травка весной)- мягкие;

С колокольчиками - звонкие;

В шляпке - глухие.

По мере знакомства  с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы. (игра «наряди звук в платьице»). В основе трудностей, часто встречающихся в практике обучения грамоте (мук слияния), лежит простой факт, что дети конструируют звуковую форму не из звуков, а из названий букв. Игра «Дружба звуков» (Слуховое слогообразование) в старшей группе и использование таблицы в подготовительной группе помогают детям преодолеть эти трудности и прочитать слияние.

Если видим А, О, Э, У, Ы

Звуки слышим твердо мы!

Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я

Звуки слышу мягко я.

На место звука ставим графический знак- букву и, ориентируясь на букву, и « говорящий ротик» соответствующего знака начинаем читать. Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик «Азбуки». В фундаменте два этажа. 1 этаж- гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж- гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).

  Хитрые Е, Ё, Ю, Я волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их «секретах». Выше живут согласные буквы. В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы- зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости). Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У «Ъ» - труба с зеленой обводкой.

    К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

   Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

   Обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь таким образом на новую ступень умственного развития.

 

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

                                      к условиям детского сада

                       « Улыбка малыша в период адаптации»

 

                                                                                               « От пятилетнего ребенка

                                                                                                  до меня только шаг.

От  новорожденного до меня

страшное  расстояние»

Лев  Толстой.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Каждому, работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года- трудная пора для детей младшего дошкольного возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут. Период привыкания детей- неизменно сложная проблема. Адаптация и детский сад-это приспособление детей к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения происходит адаптация организма к окружающим влияниям. И чтобы облегчить адаптацию детей я составила проект который будет реализовываться в течении  учебного года.

Вся работа проводится в  три этапа по следующим направлениям:

1.                На первом этапе для исследования результативности адаптации используется вводная  диагностика.

Применяются следующие формы работы:

-  анкетирование родителей (сбор информации о семье);

- характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих            детей в семье;

В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации  ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя работу воспитателя  с детьми, направленную на их успешную адаптацию  к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

При проведении мероприятий проекта учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок младшего дошкольного возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны  воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.

Актуальность проекта

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого. Адаптация является активным процессом, приводящим  к позитивным результатом, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада  направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей младшего дошкольного возраста. В результате осуществления моего проекта задействованы воспитатели группы , родители, что будет способствовать их  сплочению.  И  одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода  жизни  по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Я хочу, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность  этого проекта составляет 9 месяцев, весь первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (до 3 лет)

-организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими.

Целью моего проекта является:

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи проекта:

  1. Создать благоприятные условия адаптации детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
  2. Оказать  педагогическую и психологическую помощь родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
  3. Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.

Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.

Обязанности участников проекта.

При организации образовательной деятельности с детьми воспитатели  осуществляют дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку, наблюдают за эмоциональным состоянием детей. В работе с родителями  проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляют  и помогают развить положительное взаимодействие между участниками группы.

Родители принимают активное участие  в проекте  адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

Механизмы реализации проекта:

·       Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.

·       Диагностика результативности работы группы проекта с детьми дошкольного возраста в период адаптации, мониторинг качества образовательных  услуг.

·       Обобщение результатов реализации проекта.

Формы работы с родителями:

1.Консультирование - повышение  компетенции    родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного  возраста в период адаптации.

  2. Выбрать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

  3. Подбор специальной  литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4.Беседы с родителями в период адаптации.   

  5.Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного  возраста, рекомендуемых развивающих игр;

6.Анкетирование 

7.Папки- передвижки.

Ожидаемый результат: 

·  Благоприятный адаптационный  период  детей 2-3 лет.

·  Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

·  Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в     вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в период адаптации.

·  Привлечение родителей детей  дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

 

·  Становление доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.